Финансовые потери туристов, отпуск которых сорван из-за приостановки деятельности туроператора "Нева", должны быть компенсированы, сообщила в эксклюзивном интервью "РГ" Алла Манилова, заместитель министра культуры, курирующая в ведомстве туристический блок. Речь идет о возмещении расходов как граждан, купивших путевки на будущее, так и тех, кто сейчас находится за границей и испытывает сложности из-за отсутствия оплаты гостиниц и обратного перелета в Россию.
Алла Манилова рассказала, какие именно действия должны предпринять люди, столкнувшиеся с проблемами, и как власти помогают в их решении.
Алла Юрьевна, какие действия сейчас принимают профильные ведомства для ликвидации последствий банкротства "Невы"?
Алла Манилова: Как только пришла информация о ситуации с "Невой", в Ростуризме был создан оперативный штаб во главе с Олегом Сафоновым, исполняющим обязанности руководителя Ростуризма. Штаб немедленно вступил в переговоры с гендиректором турфирмы "Нева" Максимом Пироговым.
Необходимо было срочно получить достоверную информацию о реальном количестве наших туристов, находящихся за рубежом и о реальном количестве контрактов, которые были оплачены. Каждый контракт - это путевка, и не всегда отдых одного человека. Нам нужна была информация, сколько в действительности граждан осталось без отдыха и сколько нуждаются в возмещении затрат.
Сколько человек в общей сложности пострадали от приостановки деятельности "Невы"?
Алла Манилова: Ситуация на сегодня выглядит так. Во-первых, это туристы, которые уже находятся за рубежом и должны получить гарантии своевременного возвращения на родину. По уточненным данным их около 7 тысяч человек. Во-вторых, это люди, которые имеют на руках оплаченные путевки и уже никуда не поедут. Их отпуск сорван, но финансовые потери должны быть компенсированы (таких не менее 16 тысяч, путевки раскуплены по октябрь, сообщалось ранее - прим. редакции).
Руководство "Невы" заявило о своей готовности оказывать министерству и Ростуризму всю необходимую помощь, направить все остатки средств и ресурсов компании на выход из кризиса. Договорились о том, что из почти 7 тысяч туристов "Нева" за свой счет обязуется вернуть в страну большую часть. Остальным перевозка в Россию будет оплачиваться из средств объединения туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь". Это своего рода резервный фонд, созданный по инициативе Минкультуры для подобных кризисных ситуаций. Сейчас на счету "Турпомощи" примерно 370 миллионов рублей. На сегодня у нас нет серьезной тревоги по поводу возвращения наших туристов из-за рубежа.
Одновременно хочу обратиться к тем, кто заявляет о проблемах с размещением. В частности, туристы в Греции. Не пытайтесь решать проблемы самостоятельно. Это только затянет решение. Необходимо звонить по телефонам горячей линии в Ростуризме: +7 917 540 51 21, в ассоциации "Турпомощь": +7 (495) 981 51 49 (круглосуточно), 8 800 100 41 94 (круглосуточно).
Всем, кто столкнулся с тем, что гостиницы оказались не оплачены "Невой" или оплачены не на полный период, всем будет оказана помощь.
Появились ли новые данные о количестве людей, которые могут рассчитывать на страховые выплаты? Известна ли общая сумма ущерба и необходимых компенсаций? И есть ли уверенность, что деньги людям будут выплачены?
Алла Манилова: Поскольку "Нева" заявила о своей финансовой несостоятельности и невозможности исполнять обязательства перед туристами, эти обязательства переходят к страховой компании, с которой туроператор имеет договор о страховании рисков. Обязательства "Невы" были застрахованы в СК "Восхождение" на 454,2 миллиона рублей.
Сегодня сотрудники штаба, созданного в Ростуризме, проверили офис "Восхождения", он работает, принимаются заявления граждан на возмещение ущерба. Бланк заявления можно скачать на сайте Ростуризма. На следующей неделе в Санкт-Петербурге откроется временный офис страховой компании на базе Туристско-информационного бюро Петербурга.
В числе причин банкротства туроператора "Нева" эксперты называют скачки курсов валют, общую политическую ситуацию и снижение потребительского спроса. Очевидно, что все это лежит на поверхности. Ведь, по логике, эти факторы могли привести к банкротству и других компаний. Но этого не произошло. Есть ли какие-то глубинные причины?
Алла Манилова: Сейчас рано говорить о чем-то конкретно. Действительно, санкционный режим привел к тому, что выезд российских граждан в Европу упал. На сколько, мы точно сможем сказать по итогам сезона. По предварительным оценкам, падение может составить от 15 до 30 процентов по разным странам. Но речь отнюдь не идет о странах пляжного туризма. По таким странам, как Турция, Греция у нас нет никаких данных о падении спроса на отдых. Напротив, можно прогнозировать, что по ряду регионов европейского юга объемы выездного туризма даже возрастут. Так что объяснять случившееся с "Невой" падением рынка выездного туризма неправомерно.
Между тем
Доверять можно только тому туроператору, у которого надежный страховщик, советует Галина Гуляева, председатель Комитета Всероссийского союза страховщиков по вопросам страхования в сфере туризма . "При страховании ответственности туроператора выбор страховщика делает не гражданин или турист, а туроператор. А он не всегда руководствуется надежностью гаранта, а чаще ценой вопроса - чем дешевле полис, тем лучше, - рассказала она в интервью корреспонденту "РГ". - А "хорошее дешево не бывает". Надежные страховщики, которые гарантируют выплаты своими активами, резервами, имеющие опыт в страховании различных видов рисков, давно отказались от этого сегмента или принимают риски после тщательной проверки клиента, сбора информации, контроля отчетности, т.е. серьезной предстраховой экспертизы. Поэтому чем надежней страховщик у туроператора, тем больше вы можете доверять такому туроператору".
Подробности читайте в следующих номерах "РГ".